Необычное советское такси 1960-х: проект ВНИИТЭ опередил своё время
В 1960-х годах советские инженеры активно экспериментировали с автомобильным дизайном. Особое место среди тогдашних разработок заняли проекты Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), созданные для внедрения методов художественного конструирования.
В 1962 году во ВНИИТЭ под руководством инженера и художника Юрия Долматовского построили концепт перспективного такси — минивэн ВНИИТЭ-ПТ. Машина была создана на узлах «Москвича» по инициативе Совета министров, отражавшей идеи Никиты Хрущёва о развитии службы такси и отказе от массового личного автотранспорта, пишет "За Рулем".
Кузов из стеклопластика на стальном каркасе имел футуристичный облик. Двигатель устанавливался сзади поперечно, радиатор находился спереди, а крутящий момент передавался на задний мост через угловые редукторы. В салоне предусмотрели прозрачную перегородку между водителем и пассажирами, сдвижную дверь с электроприводом, ровный пол и просторное багажное отделение.
В 1965 году автомобиль, легче и короче «Волги», получил одобрение госкомитета и прошёл испытания в одном из московских таксопарков. Однако проект свернули после рекомендации переделать его под агрегаты ГАЗ‑21, что фактически требовало создания новой машины.
В 1967 году институт представил ещё одну экспериментальную разработку — микровэн «Макси» на базе «Запорожца». Он имел задний двигатель мощностью 27 лошадиных сил, модернизированную переднюю подвеску, сдвижные двери и поворотные сиденья. Концепт предназначался лишь для демонстрации возможностей компоновки и серийно не выпускался.
К концу десятилетия эксперименты во ВНИИТЭ завершились: промышленность вернулась к практичным задачам, а романтический период советского автомобилестроения остался в прошлом.






